Культовый памятник «Ходжа Мазгил Ота»

Самаркандец Ш Страна:Узбекистан
Город: Самарканд
Время отдыха: Дата вылета май 2018

Дата18.05.18 Хороший отзыв1 Ответов 1 Просмотрели848

Культовый памятник «Ходжа Мазгил Ота» расположен в 70 км. к юго-востоку от древнего Самарканда у западного подножия Туркестанского хребта и 35 км. восточнее поселка Кильдон Булунгурского района, в местности «Ходжа Мазгил». Культовый памятник не датирован, исследования не проводились. Могила святого расположена на вершине холма, куда ведет бетонированная лестница. Состояние памятника «Ходжа Мазгил Ота» было плачевным. Под руководством Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева, бывшего в то время хокимом Самаркандской области памятник и прилегающая ему территория были благоустроены, построена мечеть, места для отдыха паломников, сооружена длинная бетонированная лестница ведущая к могиле святого, установлена беседка. 

Объектом почитания считаются могила святого, источник у выхода грунтовых вод у подножия холма во дворе мечети и дерево – тутовник. Место пользуется большой популярностью и почитанием среди местного населения. Многочисленные легенды рассказывают о настоящей целительной силе этого места. Считалось и считается, что посещение святого места помогает в исцелении от разных недугов и в избавлении от бесплодия. При входе на территорию, слева находится мечеть, а рядом с ней святое дерево-тутовник, которому по свидетельству старожилов более 500 лет. Существует поверье, что дотронувшись до ствола дерева можно загадать желание, которое обязательно исполнится. Вокруг дерева совершается обход, зажигают свечи, читают молитвы, излагается просьба к святому, привязывают к веткам дерева кусочки материи с обещанием о совершение благодарственного «зиярата» при осуществлении просьб. Согласно легенде целительный родник появился на месте прикасания пальцев правой руки святого. И если приглядеться и вправду вода течет из места прикасания трех пальцев.

Существует легенда, что могильный камень святому был воздвигнут самим великим Амир Тимуром, и он находится под землей 10-12 метров на месте нынешнего могильного камня.

Но это еще не все. В 1969 году была открыта «Ходжа Мазгильская» верхнепалеолитическая стоянка. Она расположена на противоположной стороне культового памятника «Ходжа Мазгил Ота». При археологических раскопках проведенных археологом Н.Х.Ташкентбаевым северных, южных, восточных берегов искусственного водоема в 1986 году найдены 15 нуклеусов, орудии труда из костей и камней. По результатам археологических данных они относятся к эпохе верхнего палеолита.

Существует несколько легенд о личности святого. Согласно одной из легенд, в древности святого распространявшего ислам, неверные убили на этом месте. Согласно другой легенде, пять братьев проповедовали ислам и все они погибли от рук иноверующих. Места их захоронений стали культовыми местами. Легенда также приводит их имена.

«Ходжа Мазгил Ота»; «Равот Ходжа Ота»; «Новка Ота»; «Ходжа Гариб Ота»; «Ходжа Панж Ота»;

 

«Ходжа Мазгил Ота» и «Ходжа Равот Ота» находятся в Булунгурском и Ургутском районах Самаркандской области, а «Новка Ота» находится на территории Джизакской области. «Ходжа Гариб Ота» и «Ходжа Панж Ота» находятся на территории Республики Таджикистан.

Чтобы удостовериться насколько достоверна легенда о пяти братьях  святых, мы решили посетить местность «Равот Ходжа Ота».

Культовое место «Равот Ходжа Ота» находится в 5 км от местности «Ходжа Мазгил Ота». Памятник «Равот Ходжа Ота» расположен в Ургутском районе, 30 км к юго-востоку от Самарканда в селении «Работи Хожа», на левом берегу Зарафшана, на высоком холме, рядом с плотиной. При входе в мавзолей, на стене висит мраморная табличка с надписью: «Мавзолей Закария Варахсарий, 12 век». Нижняя часть мавзолея, 30-50 см являются древними, а остальная часть кирпичей относятся к 80 годам 20 века. Кирпичи восточной части мавзолея относятся к 11-12 векам. В 20 веке мавзолей был разрушен. Внутри мавзолея находятся 4 могилы. На этих могилах нет никаких надписей. О личности захороненных здесь людей никаких исторических фактов не известно.

Востоковед В.В.Бартольд в своем труде «Из истории орошения Туркистана пишет: «в этом мавзолее покоится Ходжа Закария Варак живший в 12 веке или же Ходжа Абу Закария Вараксарий живший в 11 веке и что его могильный камень находится в Ташкентском музее, но именно в каком музее не известно». Мухаммад ан Насафий ас- Самаркандий в своем труде «Малая Кандия» дает краткую информацию о том что, у «Ходжи Закарии Вараксария» был родственник по имени «Ходжа Работ». Из этого можно сделать вывод, что «Ходжа Закария Варок», «Ходжа Закария Варахсарий» и «Ходжа Равот» исторические личности древности.

До 40 годов 20 века на этой местности были видны остатки древних сооружений. Археолог Г.В.Григорьев изучал в 1940 году остатки древних сооружений «Равот Ходжи». По его определению, рядом с плотиной были сооружены две крепости в 6-7 веках, в 10-12 веках эти крепости были окружены крепостной стеной. Мавзолей «Ходжи Закарии Варвксарии» находился внутри крепостной стены.

Местность «Равот ходжа» упоминается в исторических источниках с Х века под названием «Варагсар». Здесь находился вододелитель Самарканда. Археологические данные говорят о его заселении с древнейших времен, городская цивилизация прослеживается с 1 века нашей эры. На левом и правом берегах Зарафшана рядом с плотиной прослеживается несколько крепостных сооружений. Древнее ирригационное сооружение не было локальным, а входило в состав большого ирригационного комплекса, работа которого позволяло вести организованное водоснабжение 12 средневековых русаков Самаркандского Согда.

Ургутский район входил в состав одного из княжеств бассейна реки Зарафшан 5-6 веков - княжество «Маймург». Могущество Маймурга объяснялось тем, что в составе его входило селение «Варагсар» (голова плотины) ныне «Равот ходжа», где получают начало главные каналы, от которых всецело зависил Самарканд и его окрестности. В столице «Маймурга» находились замки согдийских княжеств, верховных владетелей Согда.

По историческим данным 15000 солдат день и ночь охраняли плотину, дабы враги не разрушили плотину и не оставили Самарканд без воды.

В эпоху Амира Тимура, тимуридов и шайбанидов уделялось большое внимание охране и сохранении плотины. С 12 века плотина Вараксар стала называться «Работи Ходжа». Караваны отправляющиеся из Самарканда в Пенджикент всегда останавливали в Вараксаре и затем после передышки направлялись в Пенджикент.

Мы нашли несколько черепков кувшинов и ляганов на территории прилегающей к зданию руководства плотины «Равотходжа» и попросили определить их возраст сотрудников Самаркандского археологического института. Результаты исследования показали, что  они относятся к 11 веку.  Исходя из этого мы пришли к выводу:

 Так как мавзолей «Равот Ходжа Ота» находится в 5 км от местности «Ходжа Мазгил Ота», то и культовое место «Ходжа Мазгил Ота» относится предположительно к 11 веку. Оба памятника были в составе селения Вараксар, княжества Маймург. По историческим данным княжество Маймург существовало в 5-6 веках.

Само наименование «Ходжа Мазгил Ота» означает «местность, где живут святые». Это значит, что в легендах есть какая-то доля правды и возможно здесь захоронен «Ходжа Мазгил Ота» святой, проповедовавший ислам в 7-8 веках. Результаты археологических раскопок Н.Ташкентбаева в 1986 году свидетельствуют, что местность «Ходжа Мазгил Ота» была обитаема людьми еще с эпохи верхнего палеолита. Памятник «Ходжа Мазгил Ота» существовал примерно с 11 века, то он считался настолько святым, что даже воины Чингисхана не осмели осквернить его могилу. И его могила была местом поклонения.

Исходя из выше приведенных выводов, особенное расположение и горный воздух можно сказать, что при сооружении соответствующей инфраструктуры и его благоустройства, культовый памятник «Ходжа Мазгил  Ота» будет в будущем объектом паломнического и археологического туризма.

 

С.Даниярова

г.Самарканд

 



Фотографии


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Узбекистане

Покрытый песками
Однажды во время летних каникул я несколько дней подряд взахлёб читала книгу «Узбекские сказки». Не скажу точно, сколько мне было лет, 8 или 9 ? Сюжеты теперь уж и не вспомню, но на всю жизнь сохранились те эмоции и нарисованные детским в...
Читать далее

Дата 27.01.21 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели519

Наследие Тамерлана
Самарканд стал первым городом, который мы посетили в Узбекистане, и с первого же дня стало понятно, что отношения с этой страной сложатся прекрасно, как и всё путешествие. Осмотрев знаменитый Регистан — объект № 1, обязательный для ка...
Читать далее

Дата 11.02.21 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели922

Долгий день в дождливом Самарканде
Дождь всё не кончался, и тогда, на второй день в Самарканде, я ещё не знала, что он так и будет лить целую неделю. С собой в чемодане было три куртки, на все случаи погодных капризов, так что протекающее небо меня не особо беспокоило. Пожалуй, отсутс...
Читать далее

Дата 31.03.21 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели929

Свадьба в лазурном некрополе
После посещения Регистана и мавзолея Гур эмир я успела по уши влюбиться в красоты Самарканда. Казалось, уже ничто не превзойдёт увиденного, но по плану было посещение комплекса Шахи́ Зинда́. И, признаться, он поразил меня ещё...
Читать далее

Дата 14.04.21 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели856

Отзывы туристов