Имам Аль-Бухари – гордость мусульманского мира

Самаркандец Ш Страна:Узбекистан
Город: Бухара
Время отдыха: Дата вылета апрель 2016

Дата06.05.16 Хороший отзыв2 Ответов 5 Просмотрели2011

Узбекская земля издревле славится своими учёными, богословами и философами, признанными во всём мировом сообществе. Рассказ о величайшем узбекском предке, хадисоведе, богослове и учёном имаме Аль-Бухари хотелось бы начать с наших дней.

    На  прошедшей в Самарканде международной конференции 15-16 мая 2014 года «Историческое наследие учёных и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации», в своём выступлении на церемонии открытия Президент Республики Узбекистан отметил: «Цель нашей конференции  - это обсуждение, глубокое осмысление научного наследия выдающихся учёных и мыслителей средневекового Востока, оценка их роли и места в истории современной цивилизации». Действительно, за годы независимости в нашей стране проделана кропотливая и значимая работа по приданию нового импульса дальнейшим углублённым исследованиям и популяризации поистине бесценного научного наследия Узбекистана, раскрытию актуальности и востребованности сделанных открытий и научных и религиозных трудов наших учёных,  философов и богословов в мировом сообществе. Собраны и классифицированы сотни тысяч научных трудов и исторических документов,  отреставрированы сотни древних архитектурных памятников зодчества, построены  мемориальные комплексы и облагорожены места паломничества мусульманских святынь. Местом проведения данной конференции не случайно был выбран именно Самарканд, который за свою почти трёхтысячилетнюю историю видел немало выдающихся личностей. Одной из самых значимых фигур нашего края является учёный, богослов, выдающийся религиозный деятель и мыслитель имам Аль-Бухари,  о котором и пойдет речь.

 Так,  книга приёмов комплекса сооружений мемориального, культового и духовно-просветительского назначенияимама,  построенного по инициативе президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в 1997—1998 годах на древнем мазаре известного исламского религиозного деятеля имама Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари  только в этом году пополнилась записями о посещениях делегаций из Кувейтского  фонда арабского экономического развития, которая прибыла в феврале на нашу мировую достопримечательность  в составе делегатов из информационного агентства «Куна» и студентов вузов Кувейта. Заместитель премьер-министра образования Малайзии Мухиддин Бинходжи Мухаммад Ясин, тогда же, в феврале, в составе 50-ти делегатов совершил малый хадж к мемориальному комплексу, изменив официальную программу своего пребывания в Самарканде. Здесь же, в одну из пятниц июля побывал министр иностранных дел Турецкой Республики Ахмет Довудоглу с супругой в составе пятидесяти делегатов. Они совершили пятничный намаз и посетили места поклонения мемориального комплекса, в состав которого входят мавзолей, мечети, административные здания и другие сооружения. Стоит отметить, что мечеть, построенная здесь, позволяет одновременно молиться 1500 верующим. 

Такой небывалый интерес официальных лиц, глав государств,  туристов практически со всех стран мира  к святыне, расположенной в 25 километрах от Самарканда в селении  Хартанг Пайарикского района,  можно объяснить тем, что здесь захоронен один из самых известных деятелей мусульманского религиозного мира - имама Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари, которого называют ещё  «Имам всех имамов в мире», «Султан правоверных в науке о хадисах», и другими высокими эпитетами.

Всемирное признание имаму Аль-Бухари принесла его титаническая работа «аль-Джами ас-Сахих» – сборник достоверных хадисов. Кроме этого главного труда имам Аль-Бухари создал 23 трактата и книги. Большинство из них сохранились до наших дней и неоднократно издавались во многих странах мира. Кроме этого, опубликовано около ста комментариев и пояснений на арабском языке к «Сахих Аль-Бухари».

Основная работа имама Аль-Бухари «Ас-Сахих» современниками была признана выдающимся руководством по фикху и к Х веку заняла первое место среди собраний суннитской традиции. Хадисы считаются вторыми после Корана источниками права, на них основана Сунна, они содержат значительную часть принципов идей ислама.

  Аль-Бухари обладал даром врачевания. Особое внимание он уделял преданиям о болезнях и исцелениях от них, о средствах исцеления и священном слове, которое было сильнее любых лекарств. Очевидцы говорили о невероятно сильной энергетике Аль-Бухари, и о нем пошла слава, как о способном врачевателе. Свой дар он применял бескорыстно, всегда отвергал плату.

Большую часть времени аль-Бухари посвящал работе над хадисами, которых было более 300 тысяч. Он родился 20–21 июля 810 г. в городе Бухаре. Родословная имама Аль-Бухари, как видно из имен его предков, происходит не от арабов. Прадед имама, аль-Мугира, был зороастрийцем, принял ислам в VIII в. при содействии арабского наместника Бухары Йамана аль-Джуфи. По обычаям того времени, тот, кто принимал ислам от кого-либо, вел от него свою родословную. Письменные источники не содержат точных указаний на этническую принадлежность имама Аль-Бухари. Однако, анализируя их, можно с уверенностью полагать, что далекий предок имама Аль-Бухари был представителем местного населения Бухары, согдийцем или тюрком, исповедовавшим зороастризм. Иранское происхождение Аль-Бухари исключается, так как иранцы, пришедшие в Бухару в составе арабов, уже исповедовали ислам и носили мусульманские имена.

Отец имама Аль-Бухари Исмаил, именуемый также Абу-ль-Хасаном, был в свое время известным мухаддисом и занимался торговлей. Имам Аль-Бухари в своем произведении «ат-Тарих аль-Кабир». («Большая история») дает полноценные биографические данные о своем отце. Он был набожным человеком, строго придерживался правил шариата.

Мать имама Аль-Бухари была набожной и рассудительной женщиной, обладавшей чудодейственной силой, чистотой и целомудрием. Абу Али аль-Гасани отмечает, что имам Аль-Бухари в детстве был незрячим, так как повредил глаз. Благочестивая мать увидела во сне пророка Ибрахима, который сказал ей: «Благодаря твоим многочисленным молитвам и обращениям к Аллаху он возвратил твоему сыну полноценное зрение». Пробудившись от сна, она увидела, что глаза ее сына полны света и он окончательно прозрел.

Его воспитанием занималась исключительно мать. В раннем возрасте имам Аль-Бухари проявил интерес к изучению и заучиванию хадисов. Секретарь имама Аль-Бухари – Абу Джафар Мухаммад Абу Хатам аль-Варрак писал: «Когда я услышал о том, как Аль-Бухари говорил о своем желании заучить хадисы еще в период своего обучения в начальной школе, то я спросил у него, сколько же тогда ему было лет, и он мне ответил, что тогда ему было 10 лет или даже меньше».

Одним из первых его учителей был известный ученый Бухары, знаток науки о хадисах ад-Дахили. Не достигший 10 лет, обучаясь в начальной школе, Аль-Бухари проявил интерес к заучиванию хадисов. В 11 лет Аль-Бухари начал на занятиях поправлять своего учителя. По мере взросления он не только заучивал хадисы наизусть, но и классифицировал их.

Когда ему исполнилось 18 лет, он прибыл в Медину и стал брать уроки по хадисоведению у Ибрахима аль-Мунзира, Абдулазиза  Абдаллаха аль-Увайси и других. Работая над хадисами, имам Аль-Бухари посетил все известные города и страны исламского мира: Хиджаз, Мекку, Медину, Таиф, Джидду, Басру, Куфу, Багдад, Миср, Мерв, Нишапур, Рей, и т. д. Целью посещения этих городов было изучение хадисов и общение со многими учеными. Он постоянно совершенствовал свои знания. Аль-Хатиб аль-Багдади, автор «Истории Багдада», отмечает, что имам Аль-Бухари говорил: «Я записал тысячи, а возможно, и более хадисов, опираясь на высказывания шейхов и улемов, в моей книге нет ни одного хадиса без иснада (достоверной цепи передатчиков)».

На протяжении всей своей жизни имам Аль-Бухари постоянно оказывал моральную и материальную поддержку всем,  кто в ней нуждался. Он помогал ученым, учителям, мухаддисам. Занимаясь, как и его отец, торговлей, имам Аль-Бухари из своего ежемесячного дохода пятьсот дирхемов обязательно раздавал бедным, неимущим, нуждающимся. Сам же довольствовался малым, старался избегать излишних затрат. Имам Аль-Бухари был человеком честным, с открытой душой, благочестивым и набожным, далеким от пересудов и сплетен. Он писал: «С того момента, как я узнал, что сплетни и пересуды – дело грязное, я ни о ком не говорил ничего предосудительного».

В 869 году имам Аль-Бухари возвращается на родину и активно прославляет этот город. Правитель Бухары из числа сторонников Тахиридов по личным мотивам начинает настраивать против Аль-Бухари жителей Мавераннахра, обвиняя его в ереси. Он стал жертвой завистников и недоброжелателей. Специально этой теме посвятил свою статью известный востоковед Ш.С. Камолиддин, в которой он резюмирует: «Хотя имам Аль-Бухари имел огромные заслуги перед наукой и обществом, он стал жертвой фанатизма, консерватизма, фундаментализма, ловко использованных в личных целях его недоброжелателями из числа высокопоставленных лиц». Узнав об интригах правителей против него, Аль-Бухари произнес следующую молитву: «О Аллах, хоть мир велик, однако он стал для меня тесен, и я прошу его принять меня». Вскоре он тяжело заболел и в 256 года, вечером, в праздник рамадан, (ид аль-фитр) 30–31 августа 870 года скончался в селении Хартанг Пайарыкского района, в 25 км к северу от города Самарканда.

Независимый Узбекистан, строя будущее, опирается на историческое и культурное наследие страны, нравственные и духовные источники его – уникальный опыт наших великих предков. Славный путь Имама Аль-Бухари остаётся величайшей гордостью нашего народа, являясь на протяжении веков прочным оплотом культуры всего мусульманского мира.



Фотографии


Комментарии

Интересный и познавательный рассказ, хотелось конкретнее узнать, что стоит посетить в Самарканде и в селении Хартанг, чтобы узнать моменты жизни имама Аль-Бухари? Хочется своими глазами посмотреть на те места. Приятно, что люди помнят свою историю.

Древняя земля Узбекистана наполнена сокровищами архитектурных построек, много тайн пока ждут своего открытия. Огромное спасибо Зарине за прекрасные и восторженные слова о своем легендарном земляке : учёном имаме Аль-Бухари. Историю родной религии нужно знать всем.

Зарина, подскажите, вы упомянули мечеть в Самарканде, я очень люблю различные религиозные строения, могут ли ее посещать представители других конфессий? Есть ли для этого какие-то особые правила?

Да все таки как красиво, ну просто не передать свои эмоции. Огромное спасибо автору, было очень даже приятно и познавательно ознакомиться данным материалом. Вот у меня скоро отпуск, наверное поеду со своим мужем сюда, чего друзья и вам советую. Еще раз спасибо!!!

Другие отзывы об отдыхе в Узбекистане

Покрытый песками
Однажды во время летних каникул я несколько дней подряд взахлёб читала книгу «Узбекские сказки». Не скажу точно, сколько мне было лет, 8 или 9 ? Сюжеты теперь уж и не вспомню, но на всю жизнь сохранились те эмоции и нарисованные детским в...
Читать далее

Дата 27.01.21 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели526

Наследие Тамерлана
Самарканд стал первым городом, который мы посетили в Узбекистане, и с первого же дня стало понятно, что отношения с этой страной сложатся прекрасно, как и всё путешествие. Осмотрев знаменитый Регистан — объект № 1, обязательный для ка...
Читать далее

Дата 11.02.21 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели934

Долгий день в дождливом Самарканде
Дождь всё не кончался, и тогда, на второй день в Самарканде, я ещё не знала, что он так и будет лить целую неделю. С собой в чемодане было три куртки, на все случаи погодных капризов, так что протекающее небо меня не особо беспокоило. Пожалуй, отсутс...
Читать далее

Дата 31.03.21 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели946

Свадьба в лазурном некрополе
После посещения Регистана и мавзолея Гур эмир я успела по уши влюбиться в красоты Самарканда. Казалось, уже ничто не превзойдёт увиденного, но по плану было посещение комплекса Шахи́ Зинда́. И, признаться, он поразил меня ещё...
Читать далее

Дата 14.04.21 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели858

Отзывы туристов